Фонд общественного мнения (ФОМ) провел исследование, в ходе которого выяснил, что введенные из-за начала СВО санкции негативно повлияли на 73% российских предпринимателей, сообщает журнал Inc. В опросе ФОМ приняли участие 735 предпринимателей. Это исследование проводится ежеквартально с июля 2021 года как часть лонгитюда малого бизнеса.
Подавляющее большинство (73%) респондентов заявили, что санкционные ограничения негативно отразились на их бизнесе. При этом 25% опрошенных предпринимателей не ощутили негативного воздействия. 2% затруднились дать однозначный ответ.
Худшим результатом санкций большинство опрошенных предпринимателей (44%) назвали снижение числа обращений клиентов и заказов. Среди тех, кто подтвердил негативное влияние санкций на свой бизнес, снижение заказов отметили 60% респондентов.
Второе по значимости для бизнеса негативное последствие — рост инфляции и издержек (41% и 56% соответственно). Эту тройку неприятных эффектов замыкают логистические проблемы (39% и 53% соответственно).
Также предприниматели отметили невозврат долгов, отсрочки платежей, рост ставок по кредитам, проблемы с переводами и расчетами, сложности с оплатой налогов и аренды.
По результатам опроса ФОМ, большинство предпринимателей (64%) были вынуждены этой весной вносить изменения в бизнес. Однако среди них 27% считают, что санкции их не коснулись. 23% опрошенных предпринимателей, которые заметили негативное влияние на свой бизнес, ничего не меняли. Основными изменениями респонденты назвали следующие: корректировку цен на товары и услуги (46%), поиск новых клиентов (33%), смену поставщиков (28%).
Большинство (53%) предпринимателей уверены, что санкционная война приведет только к негативным последствиям. Однако 13% владельцев бизнеса считают, что спрос может увеличиться. 12% опрошенных прогнозируют снижение конкуренции, а 6% рассчитывают на импортозамещение и рост отечественной промышленности.