«Яндекс» активно осваивает рынок Латинской Америки

11:44, 29 июля

«Яндекс» усиливает присутствие в Латинской Америке. Технологический сектор региона начал активно развиваться во время пандемии, а в российско-украинском конфликте власти стран Латинской Америки в основном занимают сдержанно-отстраненную позицию. «Яндекс» нанимает там сотрудников в подразделения по доставке, развивает образовательные сервисы и предлагает метеорологические услуги для бизнеса, пишет «Коммерсант». Но в регионе есть сильные конкуренты, причем не только локальные — от китайской Didi до американской UberEats.

В прошлом году у компании запустились яркие имиджевые проекты за рубежом: в США дроны «Яндекса» начали разъезжать по кампусам Университета штата Огайо и Университета Аризоны по соглашению с сервисом доставки Grubhub, а в Лондоне и Париже заработал аналогичный «Яндекс.Лавке» сервис доставки продуктов. Подразделение «Яндекса» по разработке системы управления базами данных ClickHouse было выделено в отдельный бизнес в США и привлекло $300 млн инвестиций.

Но после 24 февраля зарубежные проекты «Яндекса» начали закрываться или приостанавливать работу. Холдинг заморозил фудтех-проекты в европейских столицах и отозвал своих роботов из американских университетов (после решения Grubhub прекратить сотрудничество). Тестирование беспилотных автомобилей «Яндекса» в штате Мичиган также было остановлено. В примечании к отчету за первый квартал, вышедшему в апреле, «Яндекс» сообщил, что вынужден «сократить или остановить инвестиции как в России, так и за рубежом».

Компания активно нанимала сотрудников в проекты в сферах доставки и образования в Латинской Америке, свидетельствуют вакансии на страницах подразделений «Яндекса» в LinkedIn. Для службы доставки компания искала менеджера по развитию бизнеса в Перу, управляющего складом в Чили, для образовательного сервиса «Практикум» — научного руководителя по data science и копирайтера с владением португальским на удаленную работу в Латинской Америке, а также менеджеров по продажам конкретно в Мексике.

Холдинг сосредоточился на развитии сервиса «Яндекс.Доставка» сразу на нескольких внешних рынках, говорит источник из числа аудиторов. По его информации, «Яндекс» активно нанимает сотрудников для работы над доставкой в Чили, Перу, ЮАР и Турции, а также планирует развивать запущенный в марте проект в Сербии. Также в июне в холдинге официально заявляли, что предоставляют технологии прогноза погоды компаниям из Мексики и Бразилии. Подробности присутствия «Яндекса» на этом рынке не сообщались, но в сообщении отмечалось, что прогнозы будут полезны «в авиации и морских перевозках, страховании, ритейле, строительстве, сельском и коммунальном хозяйстве».

«Практикум» в Латинской Америке работает под тем же брендом, что и в других странах. Курсы рекламируются в Бразилии, Чили, Эквадоре, Мексике и Аргентине. Сервисы доставки и прогноза погоды работают на зарубежных рынках под названиями, явным образом не связанными с материнским брендом «Яндекса»: первый использует вариацию бренда YanGo, запущенного в 2018 году в Кот-д`Ивуаре, второй — Meteum, исходно использовавшийся только для обозначения технологии прогнозирования погоды.

В «Яндексе» заявили изданию, что не раскрывают планы по расширению бизнеса, отказавшись обсуждать проекты в Латинской Америке. Говоря о присутствии «Практикума» в регионе, представитель компании отметил, что «Яндекс» больше года занимается «тестированием новых рынков», «чтобы студенты могли учиться и трудоустраиваться в любой стране мира». На просьбу уточнить причину использования отдельного бренда Meteum в «Яндексе» сказали, что на зарубежных рынках «представляют именно технологию и сосредоточились на разработке IT-решений для бизнеса».

В приложениях к отчету за второй квартал «Яндекс» отметил, что реинвестирует прибыль с доставки в России и других странах СНГ в «расширение бизнеса на международных рынках». Отдельно холдинг раскрыл, что доля заказов такси на рынках вне России в июне увеличилась до 27% от их общего числа.

Латинская Америка в последние годы выглядит привлекательной, поскольку пандемия способствовала развитию местного технологического сектора. Компании региона в 2021 году привлекли более чем втрое больше инвестиций, чем годом ранее, $15,7 млрд. Технологические компании из Латинской Америки во второй половине 2021 года нанимали сотрудников по всему миру активнее, чем конкуренты из других регионов, показал опрос сервиса Deel. «Яндекс» хотел выйти на этот рынок еще в 2011 году.