06 апреля 12:54
0

Основатель IT-школы Rebotica Александр Киселев – о выходе российского стартапа на индийский рынок

Александр Киселев, основатель IT-школы Rebotica, поделился, как стартап из России нанимал местных специалистов, и с какими проблемами столкнулся на запуске

Основатель IT-школы Rebotica Александр Киселев – о выходе российского стартапа на индийский рынок

Российская IT-школа Rebotica недавно вышла на Ed-Tech рынок Индии. Стартап уже набрал первых учеников – индийских школьников обучают разработке игр, программированию, веб-дизайну. В будущем школа планирует открыть на местном рынке собственную дочернюю компанию. INNOVATIONS пообщался с основателем Rebotica Александром Киселевым и выяснил, как стартап из России нанимал местных специалистов, и с какими проблемами столкнулся на запуске.

— Почему Rebotica вышла именно на рынок Индии: это обусловлено благоприятными условиями в стране, или были какие-то предпосылки в самой компании?

— Rebotica рассматривала разные международные рынки, не только Индию. Мы довольно успешно начали работать на рынке UK, но тестовый период там не показал тех результатов, которые можно считать достаточными для полноценного запуска. В Индии рынок разработчиков колоссальный не только по своим объемам, но и по динамике развития. Рынок Edtech там развит сильнее, чем в многих других странах, особенно в части программирования.

Кроме того, в Edtech стартапы там много инвестируют. Поэтому мы стали искать возможности выхода на этот рынок, стали искать педагогов и менеджеров по продажам, сделали сайт и провели тестовый период, который показал большой прирост учеников и интерес педагогов сотрудничать с нами. Наши образовательные модули хорошо попали в локальные тренды, поэтому мы решили начать полномасштабное развитие в регионе.

— Как стартап искал партнеров и клиентов, была ли какая-то маркетинговая кампания?

— Задача выглядела несложно: в Индии развит LinkedIn, там можно найти любого специалиста по нужным параметрам. Можно обойтись без переводчика. В Индии английский — это один из официальных языков, практически все IT-специалисты говорят на нем свободно.

В жизни было сложнее. В найме главная проблема «приукрашивания» в резюме, текучка кадров, низкая эффективность, патологическая лень и настоящие драмы уровня Болливуда. Именно таким и был наш «веселый старт» в Индии. Чтобы все работало, необходим микроменеджмент, и мы наняли представителя, который взял под четкий контроль все эти функции.

— С какими трудностями столкнулся российский стартап при работе в новой стране, как решался вопрос с языковым барьером?

— Все преподаватели живут в Индии. Английский язык там используется повсюду. Поэтому не было сложностей с обучением преподавателей нашим программам. Русский преподаватель не достигнет с индийским ребенком тех же результатов, какие возможны с местным педагогом. Суть в менталитете и понимании того, как работать с детьми в этой стране.

— Как в целом проходит процесс обучения, проводят ли преподаватели очные лекции?

— Занятия проходят по тому же принципу, что и в России — это индивидуальное онлайн занятие. Так как педагогический состав в Индии полностью местный, проблем с пониманием нет.

По сути, российская компания является обладателем продукта — программ и методик, которые передаются и реализуются индийским партнером. Когда будет открыта собственная компания, схема будет той же — создание продукта в России и передача на индийский рынок.

— Как повлияла на запуск за рубежом нынешняя геополитическая ситуация: нет ли юридических сложностей, проблем с заграничными транзакциями, предвзятого отношения к российской компании?

— Так как мы работаем через представителя, сложностей с наймом и транзакциями с педагогами нет. Кроме того, мы находимся в стадии регистрации собственной компании. Взаимодействие с головных офисом налажено через доступные сервисы, например через Сбербанк есть услуга перевода рубль — рупия.

Предвзятого отношения нет. Стоит понимать, что ситуация «отмены» всего русского, которую описывают в СМИ, и реальность расходятся. В Индии такой проблемы нет вообще.

— Как ситуация повлияла на бизнес компании в России? Есть ли падение интереса к курсам? Проблемы с проведением платежей, оттоком преподавателей?

— Негативно. Так как у нас больше нет возможности таргетировать рекламу в Инстаграм и оплачивать нужные в работе сервисы, рост наш замедлился. Падения интереса мы не фиксируем, наладив новые каналы выхода на целевую аудиторию мы уже «отыграли назад» больше 40% предыдущего потока входящих заявок. Оттока преподавателей нет, но нам пришлось с некоторыми поставить работу на паузу, пока мы восстанавливаем предыдущие объемы новых клиентов.

— Какие у Rebotica дальнейшие планы по расширению, планируется ли привлечь к финансированию стартапа зарубежных инвесторов?

— Мы планируем занять большую долю на российском рынке, так как видим понимание среди родителей того, что IT открывает перед ребенком больше возможностей, чем многие другие профессии. В Индии мы планируем активно расти и увеличивать количество педагогов и учеников.

Rebotica также будет работать в направлении привлечения инвестиций, чтобы обеспечить нам более стремительный рост. Но так как компания может обеспечить размеренный рост за счет собственных оборотных средств, мы очень внимательно подходим к процессу привлечения инвестиций – нам важно одинаковое видение целей.

Комментарии