Об авторе: Андрей Незнамов, управляющий директор центра регулирования AI Сбербанка.
- Появился первый в мире глобальный документ по ИИ — Рекомендация ЮНЕСКО в сфере этики ИИ.
Первый международный документ в сфере этики ИИ, который приняло такое значительное количество стран мира – 193 члена ЮНЕСКО. Документ получился объемным и включает более 100 пунктов, в которых зафиксированы ценностные установки, сами этические принципы, а также стратегические направления их реализации. Документ в значительно меньшей степени посвящен вопросам этики, нежели созданию различных механизмов контроля за ИИ. Отметим также, что положения Рекомендации не распространяются на лидера в сфере ИИ на международной арене – США, так как они не являются членом ЮНЕСКО.
- Подготовлены контуры всеевропейской конвенции по ИИ. Спецкомитет по ИИ Совета Европы (CAHAI) подвел итоги межгосударственных консультаций по будущему регулированию ИИ и подготовил проект исследования о возможности создания европейской конвенции.
Целью консультаций было получение обратной связи от широкого круга заинтересованных сторон по основным элементам будущего регулирования ИИ. Более 70% участников респондентов отметили, что следует организовать европейское регулирование в форме обязательного акта — конвенции, формирование которой планируется в следующем году. Элементы такого регулирования предложены Комитеты министров Совета Европы. В ближайшее время проект элементов этих предложений появятся на сайте Спецкомитета по ИИ.
- ООН и ВОЗ проанализировали влияние ИИ на права человека.
Совет ООН по правам человека опубликовал отчет, в котором проанализированы риски для прав человека, связанные с ИИ. В документе основное внимание уделяется многогранному влиянию постоянно растущего использования ИИ на осуществление права на неприкосновенность частной жизни и связанных с ним прав. Подчеркивается необходимость введения моратория на продажу и использование систем ИИ, которые представляют серьезную опасность для прав человека, до тех пор, пока не будут приняты надлежащие меры безопасности. Также глобальный доклад об использовании ИИ в здравоохранении выпустила ВОЗ, в котором отмечается, что ИИ открывает большие перспективы для улучшения оказания услуг в области медицины и здравоохранения во всем мире, но только в том случае, если во главу угла при его разработке, внедрении и использовании будут поставлены этические принципы и права человека. С целью ограничения рисков и увеличения возможностей ИИ в сфере здравоохранения ВОЗ предложила 6 принципов в качестве основы для регулирования ИИ.
- Запущена глобальная платформа ООН, ЕС, Совета Европы и других международных органов о международном регулировании ИИ globalpolicy.AI.
Цель проекта — помочь политикам и общественности ориентироваться в международном ландшафте управления ИИ и обеспечить их необходимыми инструментами, данными и передовым опытом для разработки политик ИИ. Ключевыми партнерами платформы выступают ООН, ЮНЕСКО, Совет Европы, Европейская комиссия, Агентство Европейского союза по основным правам, Межамериканский банк развития, ОЭСР и Группа Всемирного банка.
- Китай совершил очередной регуляторный прорыв: принял этические принципы регулирования ИИ и новое законодательство в сфере данных.
Этические принципы ИИ Китая являются частью цели стать мировым лидером в области ИИ к 2030 году. Документ состоит из 25 пунктов и содержит рекомендации всем участникам рынка ИИ в порядке мягкого права о том, как разрабатывать и внедрять технологий ИИ на безопасной и этичной основе.
Первого ноября 2021 года в Китае вступил в силу новый закон о защите персональных данных (Personal Information Protection Law). Закон призван усилить защиту персональных данных, в частности, пользователей онлайн-платформ, а также запрещает организациям и индивидуальным лицам незаконный сбор, использование, обработку и передачу личной информации, незаконную торговлю ею, а также предоставление или раскрытие личной информации других людей. Данный закон частично смоделирован по образцу GDPR.
Кроме того, 1 сентября 2021 года вступил в силу закон о безопасности данных (Data Security Act). Смысл закона заключается в создании управляемой государством системы защиты данных посредством установления государственного контроля и доступа к данным.
- Еврокомиссия подготовила проект ограничительного регулирования ИИ.
Опубликованный в апреле 2021 года документ называется «Предложения о регулировании искусственного интеллекта на основе европейского подхода». Предложения фокусируются на конкретном использовании систем ИИ и связанных с этим рисках. Комиссия предлагает установить в законодательстве ЕС технологически нейтральное определение систем ИИ и установить их классификацию с учетом подхода, основанного на оценке риска. Ряд систем ИИ, представляющих «неприемлемые» риски, будет запрещен. Широкий спектр систем искусственного интеллекта «высокого риска» будет ограничен соблюдением ряда требований и обязательств для получения доступа на рынок ЕС. На те системы ИИ, которые представляют лишь «ограниченный риск», также будут распространяться некоторые обязательства – например, по обеспечению прозрачности.
- В ЮАР и Австралии ИИ признали в качестве автора изобретения.
Новый виток обсуждения вопроса, можно ли считать ИИ автором изобретения, начался в связи с проектом DABUS – системой ИИ, которая, как сообщается, сама «создаёт» изобретения. В Великобритании и в США заявка была отклонена, и дальнейшие судебные разбирательства в этих странах пока не изменили текущую ситуацию. Но в ЮАР и Австралии и ИИ был признан автором. В ЮАР патентная заявка, в которой DABUS был указан автором, была прямо одобрена Комиссией по интеллектуальной собственности (CIPC). В Австралии же заявка изначально была отклонена, но в дальнейшем в рамках дела Thaler v Commissioner of Patents [2021] FCA 879 ИИ разрешили указывать в качестве автора.
- Германия, Франция и Китай пустили беспилотные авто на дорогах и существенно расширили возможности их тестирования в любом режиме.
Последовательное развитие регулирования беспилотных авто продолжается по всему миру. Во Франции новые поправки в ПДД и Транспортный кодекс разрешили использовать автоматические системы вождения и официально утвердили, что автомобилем может управлять не только водитель. В связи с этим было изменено регулирование уголовной ответственности в случае ДТП: водитель освобождается от ответственности, если автомобиль находится в автоматическом режиме (при условии надлежащего использования такого ВАТС).
Схожие законодательные изменения были приняты в ФРГ. Летом там был принят так называемый «Закон об автономном вождении», регламентирующей использование автомобилей на дорогах общего пользования вплоть до 4 уровня автоматизации по стандарту SAE. Высокоавтоматизированное транспортное средство должно: уметь самостоятельно соблюдать правила дорожного движения, иметь систему предотвращения несчастных случаев и переводиться в ручной режим управления в любое время в случае необходимости.
В свою очередь в Китае высокоавтоматизированные автомобили разрешили использовать для перевозки пассажиров и грузов. Такие авто будут допускаться к эксплуатации при условии наличия в них системы онлайн мониторинга, которые бы позволяли записывать и хранить данные о движении ТС в течение не менее 90 секунд до любой аварии или технического сбоя. При этом водители должны будут присутствовать внутри таких ТС.
- Разные страны мира готовятся регулировать рекомендательные сервисы, но пока не уверены, как это правильно делать.
В США обсуждается законопроект «Filter Bubble Transparency Act», который обяжет интернет-платформы позволять людям использовать версии сервисов, в которых контент не формируется «непрозрачными алгоритмами», в т.ч. предоставлять право отключения рекомендаций. В Китае рассматривается проект «Положения о рекомендациях и управлении алгоритмами предоставления информационных услуг в Интернете». Положения проекта будут применяться к «поисковым фильтрам» и «алгоритмам персонализированных рекомендаций» и распространяется на деятельность: торговых онлайн площадок; новостных агрегаторов; социальных сетей; аудио и видео хостингов. Проект предлагает запретить компаниям внедрять алгоритмы, которые «поощряют зависимость или высокое потребление» и угрожают национальной безопасности или нарушают общественный порядок.
В ЕС рассматривается законопроект по внесению изменений в Digital Services Act. В фокусе регулятора рекомендательные системы, используемые так называемые «очень крупные онлайн-платформы», такие как Facebook и Google. Все инициативы предлагают разные подходы к регулированию рекомендательных сервисов, и уже не первый месяц активно обсуждаются с участием всех заинтересованных лиц.
- Чили стала первой в мире страной, внесшей в Конституцию «нейроправа» человека.
В Чили одобрили поправку в Конституцию, направленную на защиту «нейроправ» — право на защиту от технологических достижений в нейробиологии и ИИ. Изменения законодательства подразумевают права на «неприкосновенность умственных процессов» (mental privacy), целостность личности (personal integrity), свободу мысли (free will of thought).