07 февраля 17:00
0

ЦБ обнаружил новую схему мошенничества

Преступники оставляют QR-коды в общественных местах с обещанием социальной выплаты

ЦБ обнаружил новую схему мошенничества

Мошенники придумали новую схему, которая связана с использованием QR-кодов. Об этом «Известиям» рассказал заместитель председателя Банка России Герман Зубарев.

Злоумышленники оставляют QR-коды в общественных местах. Например, в подъездах, на остановках и парковках — там, где объявления легко заметить и сложно контролировать. Доверия к ним должно быть столько же, сколько к номерам телефонов на асфальте.

QR-коды переводят в чат-бот, где у людей выманивают личные данные — якобы чтобы оформить пособие, а на самом деле чтобы украсть деньги с карты. «Использование чат-ботов у людей вызывает дополнительное доверие, создавая ощущение работы автоматического сервиса какого-то официального ведомства», — сказал Зубарев.

Он уточнил, что, несмотря на многообразие мошеннических легенд, преступники всегда пользуются двумя базовыми сценариями — либо предлагают что-то заманчивое вроде скидок и выплат, либо запугивают, например, потерей денег или уголовным преследованием.

Основным каналом мошенников остается телефонный звонок

В 2019-м Центробанк начал работу с операторами связи по блокировке мошеннических номеров. В 2022 году, по предварительной информации, Банк России инициировал блокировку более 750 тысяч номеров — эта цифра в четыре с лишним раза превышает данные за предыдущий год.

«К сожалению, в случае с мессенджерами контроль со стороны операторов связи не работает, так как звонок идет через интернет-линию. Очень высок уровень анонимности звонящего, поэтому привлечь его к ответственности крайне сложно. К таким звонкам надо быть еще более внимательным, чем к традиционным телефонным», — сообщил заместитель председателя.

Преступники все чаще используют мессенджеры

Например, в Telegram резко подскочило число фишинговых атак — в 2022 году оно выросло на целых 800%. Активно использовать для обзвонов мессенджеры мошенники стали с мая прошлого года.

По словам Зубарева, злоумышленники вынужденно переходят на мессенджеры, потому что им становится все сложнее применять обычную телефонную связь — операторы обязаны противодействовать мошенническим звонкам, работают антиспам-сервисы.

Создаются ли новые способы для борьбы с мошенниками?

В сентябре 2022 года в Госдуму внесли законопроект, который предполагает новый механизм для противодействия мошенникам. Его авторы предложили обязать банк-плательщик на два дня приостанавливать зачисление денег на подозрительные счета, которые находятся в специальной базе Банка России.

Кроме того, сейчас клиенты банков не могут рассчитывать на возврат похищенных денег, если они, например, передали преступникам реквизиты карты. За девять месяцев 2022-го банки вернули пострадавшим лишь 4,8% от всего объема похищенных средств.

«Инициатива предусматривает, что если банк — отправитель платежа получил от нас информацию из базы о случаях и попытках перевода денежных средств без согласия клиента, но не учел ее в своих бизнес-процессах и совершил перевод на такой счет, то он обязан будет вернуть клиенту похищенные средства в полном объеме в течение 30 дней», — уточнил Зубарев. Он понадеялся, что проект закона примут в первом чтении «в ближайшее время».

Хочешь быть в курсе главных новостей про инновации и технологии? Подписывайся на нашу рассылку и telegram-канал INNOVATIONS!

Материалы по теме
Комментарии