В России хотят ввести маркировку дипфейков — первые меры могут появиться уже до конца года, пишут РИА Новости со ссылкой на замглавы комитета Госдумы по информполитике Антона Горелкина.
Дипфейк — это технология, которая позволяет создавать и заменять элементы на существующих фотографиях и видео с помощью искусственного интеллекта и нейросетей. «Я рассчитываю, что к концу года появится что-то связанное, может, с маркировкой дипфейков», — сказал Горелкин в видеоинтервью.
Правительство планирует, что к 2030 году в России создадут не меньше пяти систем для распознавания фейков на видео, которые публикуются в СМИ и социальных сетях.
По задумке, к 2025 году такие системы станут определять не менее 70% фейков, на развитие ПО власти собираются выделять гранты. Разработка софта, который поможет различать профессиональный сгенерированный контент, может обойтись в миллиарды рублей, сообщил ранее «Коммерсант» со ссылкой на RecFaces.
Социальная сеть «ВКонтакте» уже разрабатывает сервис для определения фейков. При помощи этой функции пользователи смогут проверять ролики и изображения на достоверность. «Появится возможность проверить загруженные на платформу фотографии или ролики на наличие манипуляций, связанных с лицом, например изменения в редакторах или замены одного человека на другого», — уточнили в соцсети.
Функция начнет работать в течение ближайших шести месяцев.
Как используют видеофейки?
Режиссер триллера «Вышка» Скотт Манн использовал цифровые технологии компании Flawless, чтобы убрать из фильма матерное слово и таким образом смягчить возрастной рейтинг. При помощи «дипфейков» авторы фильма исправили больше 30 фраз, не пересняв ни одной сцены.
Ранее актер Джордан Пил специально создал и опубликовал фейк. Он записал короткую речь голосом политика Барака Обамы, которую затем совместил с видеосъемкой его реального выступления. Актер показал получившийся результат зрителям и призвал их критически относиться ко всему, что они видят.
Ролик с якобы пьяным спикером Палаты представителей США Нэнси Пелоси набрал на YouTube миллионы просмотров, хотя это был фейк, который создали при помощи замедления реального видео, чтобы создать видимость невнятной речи.
Преступники взяли на вооружение технологии для шантажа и крупных афер. Например, генеральный директор британской энергетической компании лишился €220 тысяч из-за того, что злоумышленники воспользовались дипфейковой имитацией голоса руководителя головной компании, якобы запросившего срочно перевести указанную сумму.
Дипфейки используют и в рекламе. В 2020 году Сберанк представил предновогодний ролик, героем которого стал персонаж из фильма «Иван Васильевич меняет профессию». Героя советского фильма поместили в современность при помощи ИИ.