Инвестиции в российские IT-компании резко упали — по итогам 2022 года заключили 128 сделок, хотя в 2021-м — 291. Об этом пишет «Коммерсант» со ссылкой на данные Venture Gue.
Объем инвестиций в проекты составил $1,1 млрд, год к году он сократился на 57%. По объему вложений лидируют такие ниши:
◉ разработка программного обеспечения для бизнеса (Business Software) — инвестиции составили $449,35 млн;
◉ HR & WorkTech (сегмент технологий для HR) — $425,67 млн;
◉ кибербезопасность — $251,5 млн;
◉ телекоммуникации — $192,6 млн.
В Business Software сделки заключили, например, с разработчиком конструктора информационных систем FIS (более $5 млн). В нише HR & WorkTech — с рекрутинговой чатбот-платформой XOR ($2 млн).
Итоги прошлого года оказались «сложнее, чем можно было предположить», считает директор по стратегическим проектам ГК «Цифра» Павел Федосов. Из $1,1 млрд около $900 млн вложений сделали в январе. В 2022-м страну покинули около 70% стартапов, говорится в заметке со ссылкой на данные Leta Capital. Существенная часть оттока произошла в октябре. Только в первом полугодии на релокацию решились более тысячи компаний, следует из данных Dsight.
Что повлияло на венчурный рынок?
Среди основных событий — военные действия, отток кадров, разрыв логистических цепочек и санкции, сообщил инвестиционный директор УК «Восход» Артур Мартиросов. По словам эксперта, «фонды занимались проектами текущего портфеля», также они сфокусировались на вложениях в проекты по импортозамещению, в стартапы на Ближнем Востоке и в Латинской Америке.
«Стартапы, которые могли себе позволить не привлекать инвестиции, отложили это до лучших времен», — уточнил партнер департамента финансового консультирования ДРТ Антон Шульга. Он ожидает, что в 2023 году инвестиций станет больше — «сейчас определенность выше, чем в прошлом году», добавил эксперт.
Какие направления будут перспективны для вложений?
Самым привлекательным для инвестиций станет импортозамещение софта для корпоративных клиентов, сказал газете Мартиросов. Также перспективными останутся медицина, биотехнологии и промышленные проекты. Федосов уточнил, что главным инвестором становится государство, но он допускает появление «специализированных частных фондов, которые компенсируют ушедший иностранный венчурный капитал».