В правительстве решили снизить угрозу уголовного преследования и административное давление на венчурных инвесторов и технологические стартапы. Об этом сообщили «Ведомости» со ссылкой на источники. Для этого уже готовят документ, в создании участвуют Минцифры, Минобрнауки, Минэкономразвития, Минпромторг и эксперты от науки и бизнеса.
Сейчас за неэффективные инвестиции фонды могут понести уголовную ответственность, и из-за этого они предпочитают чаще вкладываться не в инновации, а в уже зрелые проекты. Авторы предлагают смягчить механизм, который называется «право на риск». Он распространяется на институты развития, входящие в правительственный перечень — среди них, например, «Сколково» и «ВЭБ.РФ».
Из поправок следует, что институтам развития больше не придется следить за целевым расходованием бюджетных средств, если доля внебюджетных денег в стартапе превышает 25% от всех вложений. Еще авторы предлагают снизить риски того, что добросовестного предпринимателя обвинят в неэффективной растрате. Это поможет авторам проектов, которые «не взлетели», хотя владелец соблюдал все необходимые процедуры. Источники газеты обратили внимание, что успех одного стартапа из 20 — нормальная практика на венчурном рынке.
Оценивать разумность траты бюджетных денег можно в судах, считают собеседники. Для этого нужно указать в законе однозначные определения «добросовестного технологического предпринимателя» и «обоснованного риска». При этом у правоохранителей, с которыми нужно согласовывать изменения, свои взгляды на риски, говорится в заметке.
Кроме того, можно изменить подход к порядку оценки стоимости стартапов. Сейчас институтам развития нельзя выходить из капитала, если проект не найдет покупателя для нужной цены. Но при этом они постоянно несут риски, которые связаны с участием в бизнесе.
Что раньше происходило с институтами развития?
Раньше предполагалось, что Российская венчурная компания станет ключевым институтом, но в 2020 году ее директора обвинили в злоупотреблении полномочиями и инвестициях в заведомо убыточные проекты. Подобный случай произошел с «Роснано» — рынок нанотехнологий рос быстрее портфельных компаний, и последние или несли убытки, или закрывались. В результате глава «Роснано» покинул пост, а сам институт развития оказался в предбанкротном состоянии.
По словам венчурного инвестора, проблемы в этих случаях появились из-за «принципиально некорректной для рынка инвестиционной политики». Он утверждает, что компании совершали большие вложения «в узкий пул проектов» отчасти из-за чрезмерной зарегулированности. Инвестиции серьезных игроков стоило распределять не на 100 проектов, а на 10 тысяч.
В Минэкономразвития считают, что рынку инвестирования нужна поддержка. «ВЭБ.РФ» предлагает использовать портфельный подход — тогда результат «высокорисковых инвестиций» оценивается не по отдельным проектам, а по всему портфелю фонда. В этом случае учитываться будут также и ожидаемые показатели, а не только полученные.